Что делать, если банк не оплатил платежное поручение вовремя?
Дополнительные материалы:
В КБ (ООО) 8.11.10, посредством электронной системы клиент-банк направлены к исполнению платежные поручения, но банк до сегодняшнего дня ни чего не выполнил. Среди платежных поручений есть обязательные платежи по налогам и сборам. На звонки в операционный отдел объяснить ситуацию, почему наши пл/поручения не оплачены, менеджеры отказываются давать какие-либо разъяснения ссылаясь на руководство, секретарь банка говорит, что руководства на месте нет и неизвестно когда будет. Что нам делать в данной ситуации?!
Надежда Александровна
Ответ Юриста:
Здравствуйте, Надежда Александровна. Банк должен был оплатить платежное поручение в срок, установленный банковскими правилами, однако не позже 10 дней, ведь после указанного срока платежное поручение считается недействительным.
Согласно статье 864 ГК РФ, при несоответствии платежного поручения требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно по получении поручения. При неполучении ответа в срок, предусмотренный законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а при их отсутствии - в разумный срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором между банком и плательщиком.
Таким образом, единственный вариант неоплаты поручения кроме отсутствия денежных средств на счете - это неполучение ответа от вас в случае уточнения содержания поручения. В иных случаях вы имеете право требовать от банка компенсаций за ненадлежащее выполнение услуги и возмещения убытка, причиненного например, просрочкой уплаты налоговых платежей.
Для получения более подробной консультации относительно порядка ваших действий, вам необходимо записаться на консультацию к юристу.
Задай свой вопрос прямо сейчас и получи ответ юриста
Организация отправила в банк платежные поручения на бумажных носителях на уплату налога на прибыль. Платежки директор относит лично. Налог на прибыль исчислен за 9 месяцев 2013 года. Банк платежки принял, у нас есть экземпляр с отметкой банка, что платежки приняты 30.10.2013г. Поскольку в 4 квартале 2013г. никаких операций больше не было, то следующие выписки директор взял в банке только в январе 2014г. однако оказалось, что налог уплачен не был. Что нам делать? Банк предлагает сделать новые платежки, но ведь это их недоработка! Подскажите, какие действия предпринять? Обязан ли банк уведомлять организаци ю. в случае. если в платежном поручени и допущена ошибка
Банк не исполнит платежное поручение, если оно неправильно оформлено, в том числе указаны неверные реквизиты или имеются исправления. В таком случае представитель банка самостоятельно уведомит организацию, что перечисление по такому документу невозможно. Если банк не вернул организации платежное поручение, то обязанность организации по уплате налога признается исполненной, вне зависимости от того, что сумма налога не была перечислена в бюджет. Недоимка становится задолженностью банка. Требовать погашения этой задолженности от организации налоговая инспекция не вправе. Тот же порядок действует и в том случае, если платежное поручение на уплату налога заполнено верно. В Вашей ситуации организации необходимо обратиться в обсуживающий Вас банк за разъяснениями причин. Кроме того, если ошибка при формировании платежных документов возникла по вине банка, организация вправе написать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему копии платежных документов и выписки из банка. После этого инспекция направляет в банк уведомление с требованием представить в налоговый орган документы, подтверждающие или опровергающие факты, изложенные в заявлении плательщика.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Какие риски возникают при направлении платежного поручения в банк и как их предотвратить
В какой срок происходит зачисление средств
Не позднее чем через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем представления в банк платежного поручения, средства должны быть зачислены на счет получателя,* если иные условия не предусмотрены договорами банковского счета, заключенными плательщиком и получателем с банками.
Этот срок включает в себя срок на проверку платежного поручения и списание средств. Банк должен обеспечить списание средств не позднее дня, следующего за днем поступления в банк платежного поручения, если иные сроки не предусмотрены договором банковского счета* (ст. 849 ГК РФ ).
В каких случаях банк не исполнит платежное поручение
Банк не исполнит платежное поручение в следующих случаях:*
- если на счете недостаточно средств. В таком случае банк не принимает поручение к исполнению (если иное не предусмотрено договором банковского счета) и уведомит об этом плательщика (ч. 6 ст. 8 Закона о платежной системе ). Порядок определения достаточности средств установлен в пункте 2.10 Положения Банка России;
- если банк в результате проверки установит, что платежное поручение составлено неуполномоченным лицом (ч. 5 ст. 8 Закона о платежной системе );
- если неправильно оформлено платежное поручение, в том числе указаны неверные реквизиты или имеются исправления* (ч. 5 ст. 8 Закона о платежной системе ). Такие недостатки также могут быть установлены в результате проверки, которую банк обязан проводить по каждому платежному поручению (п. 2.4. 2.6. 2.7 Положения Банка России);
- если операции по счету приостановлены (п. 2.10 Положения Банка России ).
В платежном поручении, направленном в банк, была допущена ошибка. Какие могут быть последствия для плательщика и как их предотвратить
Все зависит от того, кто и в какой момент обнаружит ошибку.
1. Ошибку обнаружил банк, обслуживающий организацию, на стадии списания денег с ее расчетного счета на свой корреспондентский счет.
Это наилучший вариант, в таком случае представитель банка самостоятельно уведомит организацию, что перечисление по такому документу невозможно. Это связано с тем, что при заполнении расчетного документа указываются данные получателя средств: наименование организации, ИНН, БИК и корреспондентский счет обслуживающего его банка, расчетный счет (п. 2.13. приложение 1 к Положению, утвержденному Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П). Некоторые из комбинаций таких признаков автоматически проверяют банковские компьютерные программы*. Случаи выявления несоответствия, например, номера БИК и корреспондентского счета банка, операцию автоматически блокируют.
Светлана Попова
кандидат юридических наук, главный консультант Управления публичного права и процесса ВАС РФ
2.Рекомендация: Как организации перечислить налог в бюджет
Когда налог считается уплаченным
Налог считается уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение на его перечисление со своего расчетного счета на счет Казначейства России*. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно средств для уплаты налога. Иные способы перечисления налогов, например, через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрены (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543. от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287 ).
Налог не считается уплаченным, если:*
- организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;
- в платежном поручении на уплату налога указаны неправильные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), из-за чего сумма налога не была зачислена в бюджет соответствующего региона;
- для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.
Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: считается ли обязанность по уплате налога исполненной, если налог не поступил в бюджет. Банк принял к исполнению платежное поручение, однако налог не был перечислен в
Если обязанность организации по уплате налога признана исполненной, но сумма налога не была перечислена в бюджет по вине банка, то недоимка становится задолженностью банка. Требовать погашения этой задолженности от организации налоговая инспекция не вправе* (см. например, постановления ФАС Московского округа от 5 февраля 2010 г. № КА-А41/224-10. Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. № Ф03-2459/2009 ). Более того, сумму налога, обязанность по уплате которого была признана исполненной, налоговая инспекция должна исключить из суммы недоимки (задолженности), отраженной в лицевом счете организации*. Об этом сказано в решении ВАС РФ от 25 декабря 2009 г. № ВАС-17582/08. Этим решением суд признал недействующим абзац 2 пункта 1.6 приказа МНС России от 18 августа 2000 г. № БГ-3-18/297, согласно которому средства, списанные со счета организации, но не поступившие в бюджет, не уменьшали ее налоговую задолженность.
Уточнение платежа
При заполнении реквизитов платежных поручений на перечисление налогов не исключены ошибки.
Есть ошибки, которые исправить нельзя. Это – неправильное указание номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ ). Если организация допустила такие ошибки, то платеж либо вообще не будет проведен банком, либо средства поступят на счет казначейства другого региона. В любом случае налог придется заплатить заново. За возвратом первоначально уплаченной суммы нужно обратиться*:
- либо в банк – если платеж не был исполнен;
- либо в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет казначейства региона не попали.
Если допущенная ошибка не повлияла на зачисление налога в бюджет, организация может уточнить:*
- основание платежа (например, заменить значение «ТП» в поле 106 платежного поручения значением «АП»);
- тип и сумму платежа (например, вместо значения «0» (налог) в поле 110 платежного поручения указать значение «ПЕ» (пени));
- принадлежность платежа (исправить ошибочные КБК или ОКТМО);
- налоговый период (поле 107 платежного поручения);
- статус плательщика (например, заменить значение 01 (налогоплательщик) в поле 101 платежного поручения значением 02 (налоговый агент));
- ИНН, КПП плательщика и получателя.
Перечень ошибок, которые можно исправить, приведен в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ и уточнен в Порядке. утвержденном приказом ФНС России от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/187 .
Сергей Разгулин. действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Статья: "МНОГИЕ ИНСПЕКТОРЫ НЕ УВЕДОМЛЯЮТ ОРГАНИЗАЦИИ О ТОМ, ЧТО ПЛАТЕЖ ПОПАЛ В РАЗРЯД НЕВЫЯСНЕННЫХ"
Если организация заполнила платежку верно, а ошибку допустил банк, как действовать в этом случае?
- Если ошибка при формировании платежных документов возникла по вине банка, организация должна написать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему копии платежных документов и выписки из банка. После этого инспекция направляет в банк уведомление с требованием представить в налоговый орган документы, подтверждающие или опровергающие факты, изложенные в заявлении плательщика.*
- То есть и в банк инспекция должна обращаться сама?
- Конечно. Для этих целей также утверждена соответствующая форма уведомления. На основании информации, полученной по запросам от компании или от банка, инспекция направляет в органы Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. После этого данные о платеже отражаются в карточке "Расчеты с бюджетом" по организации.
- Получается, что инспекция обязана сама заниматься поисками платежа и зачислением найденных налогов на лицевой счет?
- Да. Все эти вопросы решает налоговая инспекция.
"Учет. Налоги. Право", 2006, № 36
14.02.2014 г.
С уважением,
Евгения Комова, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
Статусы платежных поручений (документов) в системе Сбербанк Бизнес ОнЛайн
Процесс формирования, подписания, передачи в банк, проверки, получения и исполнения электронного документа сопровождается изменением его статуса в системе Сбербанк Бизнес ОнЛайн. В данном разделе приведен набор статусов электронного документа Платежное поручение.
Начальные статусы платежных поручений
Начальные статусы для платежных поручений присваиваются на этапе формирования документа в системе Сбербанк Бизнес ОнЛайн :
Ошибка контроля – документ сформирован, но при сохранении не прошел проверку корректности заполнения полей и сохранен с имеющимися в нем ошибками. Документ с этим статусом может быть отредактирован либо удален.
Создан – документ сформирован, прошел проверку корректности заполнения полей и сохранен. Документ с этим статусом может быть изменен, подписан либо удален.
Импортирован – документ импортирован из бухгалтерской системы, прошел проверку корректности заполнения полей и сохранен. Для дальнейшей обработки этот статус полностью равносилен статусу «Создан». Документ со статусом «Импортирован» может быть изменен, подписан либо удален.
Статусы подписания платежных поручений
Статусы подписания присваиваются на этапе подписания электронного документа:
Частично подписан – документ подписан частью подписей, входящих в предусмотренный для данного документа комплект подписей .
Примечание. Документ не может быть изменен или удален, пока под ним есть хотя бы одна подпись.
Документ с этим статусом может подписываться дополнительными подписями до тех пор, пока под ним не будет проставлен предусмотренный для этого документа полный комплект подписей. С документа с этим статусом могут быть поочередно сняты имеющиеся под ним подписи.
Примечание. Документ, с которого сняты все подписи, возвращается к статусу «Создан» и может быть удален или изменен.
Подписан – документ подписан предусмотренным для него комплектом подписей. Документ с этим статусом может быть отправлен для исполнения в банк либо с документа может быть снята подпись (документ возвращается к статусу «Частично подписан»).
Статусы обработки платежных поручений
Присваиваются на этапе отправки документа на обработку в банк и дальнейшей обработки. При этом Вы можете отслеживать этапы обработки документа по изменению его статусов.
Доставлен – промежуточный транспортный статус, документ доставлен в банк. Документ с этим статусом автоматически направляется на прохождение банковских проверок либо может быть отвергнут банком. Также Вы можете приостановить обработку ЭД. Окончательное решение об отзыве ЭД или возврате его в обработку принимается операционистом банка.
Принят – документ успешно прошел проверки системы на стороне банка и принят банком. Документ с этим статусом автоматически направляется на выгрузку в АБС либо может быть отвергнут банком. Также Вы можете приостановить обработку документа. Окончательное решение об отзыве или возврате его в обработку принимается операционистом банка.
Приостановлен – обработка документа приостановлена по команде на отзыв. Документ с этим статусом может быть переведен в статус «Отозван» либо возвращен в тот статус («Доставлен» или «Принят»), в котором находился в момент приостановки обработки.
Выгружен – документ успешно выгружен банком в АБС. Документ с этим статусом автоматически направляется на прохождение проверок АБС либо может быть отвергнут банком.
Принят АБС – электронный документ принят АБС к обработке. Документ подвергается проверкам АБС, и в случае неудачи прохождения проверок может быть переведен в статус «Отказан АБС». Успешно прошедший проверки документ направляется на исполнение.
Финальные статусы платежных поручений
Финальные статусы платежных поручений в системе Сбербанк Бизнес ОнЛайн присваиваются по завершении обработки документа. Дальнейшие изменения документа с этими статусами невозможны, однако документ может быть использован в качестве основы для создания нового документа или шаблона в системе Сбербанк Бизнес ОнЛай н. Только один финальный статус – «Исполнен» – является успешным.
Удален – документ удален из числа действующих документов (может быть удален только со статусов «Создан», «Импортирован» и «Ошибка контроля»).
Примечание. Удаление из числа действующих документов не означает полного удаления ЭД из системы Сбербанк Бизнес ОнЛайн.
Документ со статусом «Удален» помещается в специальный список удаленных документов и только из этого списка может быть окончательно удален из системы.
ЭП / АСП неверна – проверка подписи под документом на стороне банка дала отрицательный результат.
Ошибка реквизитов – документ не прошел собственные проверки системы при приеме на стороне банка.
Отозван – документ отозван по команде на отзыв (со статусов «Доставлен» и «Принят») или по запросу на отзыв.
Отвергнут банком – электронный документ отвергнут банком (может быть переведен в этот статус со статусов «Доставлен», «Принят» или «Выгружен»).
Картотека № 2 – АБС обнаружено, что на счете плательщика недостаточно средств для исполнения документа.
Отказан АБС – документ не прошел проверки АБС.
Исполнен – документ исполнен банком.
Примечание. В окне электронного документа с финальным статусом на специальной вкладке отображается существенная информация из банка о результатах обработки данного документа.
Статус "Принят АБС" (Сбербанк) - что это означает?
May 13, 2015
Для управления кредитным учреждением необходима эффективная автоматизированная банковская система (АБС). Ее разработкой занимаются отечественные и иностранные специалисты. От качества функционирования системы зависит скорость обработки информации и уведомления клиентов о завершении сделок. Именно она выводит на экран сообщения по типу «Принят АБС» (Сбербанк). Что это значит, вы узнаете из данной статьи.
АБС состоит из ядра и модулей. Их количество зависит от потребностей банка в обработке данных. Основные требования, которые предъявляются к системе, – надежная информационная защита, оперативный сбор данных, возможность быстро принимать решения.
Ключевым элементом системы является модуль расчетно-кассового обслуживания. Он содержит все проводимые платежи и присваивает им статус «Принят АБС», «Отклонен», «Доставлен» и т. д. На основе этих данных затем формируются отчеты и передаются для проверки в ЦБ. Для каждой отдельной операции приобретается модуль. Все они могут быть изготовлены разными производителями, но обязательно должны быть подчинены одной АБС.
Часть отечественных банков функционирует на АБС собственной разработки. Это могут позволить себе только крупные организации с большим штатом IT-специалистов и солидной суммой инвестиций. Срок окупаемости таких систем составляет 1,5-2 года. У подобного решения есть недостатки. Во-первых, низкое качество проработок, которые не позволяют отслеживать изменение условий в будущем. Во-вторых, в таких АБС учет и управление практически не интегрируется в отдельные программы. В-третьих, процесс создания может сильно затянуться, если над одним и тем же проектом будет работать несколько специалистов. С другой стороны, такие автоматизированные банковские технологии полностью эксклюзивны и подготовлены под одну организацию.
Многие считают, что лучше купить готовый программный продукт, а затем подстроить его под особенности системы. Разработки отечественных специалистов можно приобрести и за 15 тыс. долларов, зарубежных – в десятки раз дороже.
Система «Банк-Клиент»
Ярким примером функционирования АБС является «Личный кабинет» пользователей на сайте кредитной организации. Все процессы, начиная с регистрации в системе и заканчивая просмотром истории, осуществляются в тесном взаимодействии с АБС. Рассмотрим этот процесс на примере отправки платежного поручения в системе «Сбербанк-Онлайн».
Формирование документа
Для начала необходимо создать платежное поручение, введя в него все реквизиты получателя. Автоматические банковские технологии устроены таким образом, что каждому этапу формирования документа присваивается уникальный статус:
1. «Ошибка контроля» – сформированный документ на этапе сохранения не прошел проверку на предмет заполнения всех полей.
2. «Импортирован» – платежное поручение было перенесено из бухгалтерской программы.
3. «Создан» – документ был успешно сформирован в «Клиент-Банке».
Нужно выделить платежное поручение. В верхней колонке меню активируются дополнительные кнопки. Среди них требуется выбрать «Подпись». Если было сформировано сразу несколько платежных поручений, то перед их проведением стоит уточнить реквизиты. Предварительная проверка документов избавляет пользователей от дальнейших ошибок. Отменить платеж после того как он отправлен в исполнение очень тяжело. А если операция и проходит, то деньги на счет возвращаются в течение трех дней.
Передача в обработку
После создания документу должна быть присвоена электронная подпись всех уполномоченных лиц. На этом этапе необходимо ввести пароль, указанный в СМС. Система «Банк-Клиент» присваивает платежу статус «Подписан». Теперь платежное поручение можно отправить в банк. Для этого предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов. Далее заявке присваивается промежуточный статус «Добавлена». Это означает, что осуществляется проверка документов. После ее завершения платеж считается принятым и отправляется в обработку. Заявку можно отменить, пока документу не присвоен статус «Принят АБС» (Сбербанк). Что это значит? Документы удалятся из очереди на проведение. Деньги со счета не списываются. После проведения расчетов документу присваивается статус «Исполнен».
Дополнительные статусы
Документы могут находиться и на таких этапах обработки:
- «Доставлен» – документ передан в банк и находится на стадии прохождения проверок. Этот процесс, по внутреннему регламенту, может занимать целый операционный день.
- «Принят» – платежное поручение прошло все поверки и направляется на выгрузку в АБС.
- «Приостановлен» по команде на отзыв. Такой документ может быть отозван или принят АБС (Сбербанк). Что это значит? Заявке повторно присваивается тот же статус, на котором была прервана обработка.
- «Выгружен» – направлен на дальнейшее прохождение проверок.
- «Принят АБС Сбербанк». Что это значит? Документ находится на последней стадии обработки.
- «Картотека № 2» – на счету у клиента недостаточно средств для проведения операции.
Финальные статусы
- «Удален из числа действующих документов».
- «АСП неверна» – документ не подписан банком.
- «Ошибка реквизитов».
- «Исполнен» – средства перечислены на счет получателя.
Новая версия мобильного приложения
Детально отслеживать статусы платежных поручений получится только через «Личный кабинет» на сайте или через «Клиент-Банк». Посредством мобильного приложения можно сформировать и просмотреть историю выполненных заявок. Для физических лиц в этом сервисе предусмотрены другие интересные возможности.
В марте 2015 года была запущена новая версия «Сбербанк-Онлайн» для владельцев Android. Из основных нововведений стоит отметить встроенный антивирус, который проверяет не только приложение, но и сам смартфон. При обнаружении угроз программа не запустится. Через приложение можно осуществлять все требуемые операции, начиная от оплаты ЖКХ услуг и пополнения мобильного телефона, заканчивая переводом средств на другой счет на территории РФ. Это настоящий «банк на ладони».
Приложение все так же запускается после ввода уникального пятизначного кода. Доработанный интерфейс позволяет оплачивать налоги и сборы в один клик. Через программу можно узнать о наличии штрафов в ГИБДД. Необходимо только ввести номер водительского удостоверения. Если таковые имеются, то прямо через смартфон их можно будет погасить.
Еще одно важное нововведение. Программа автоматически анализирует версию операционной системы на смартфоне. Если установлена официальная прошивка, то приложение будет регулярно обновляться, постоянно расширяя набор используемых инструментов. Но если на гаджете установлена модифицированная ОС или у пользователя имеется root-доступ, то сервис будет работать в облегченном режиме, без обновлений и доработок.
Платежу, который проходит через Сбербанк, на каждом этапе существования присваивается определенный статус. По его названию можно определить, на какой стадии находится процесс перевода средств, есть ли какие-то ошибки. Платежное поручение необходимо создать, потом подписать и отправить в обработку. После успешного завершения этих процессов документ передается на исполнение. Вот что значит «принят АБС».
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий