Алиса Фрейндлих: «Бывшие мужья ревновали меня к профессии!»
Среди праздничных хлопот она нашла время пообщаться с нашим корреспондентом.
- Алиса Бруновна, мы-то перед вами преклоняемся, а перед кем преклоняетесь вы?
- Только перед любимыми внуками. Молюсь, чтобы и дальше все у них шло хорошо. Никита ростом под два метра, учится в Щуке. У него появилась девочка. Внучка Анечка хоть со сложным характером, но по духу мне близка. В школе сначала была застенчивой, а теперь старается быть более пробивной. Пережила уже первую любовь.
- Как вам удается так потрясающе выглядеть?
- Спасибо за комплимент. Хорошая косметика помогает. Люблю для ухода за лицом делать свои «произведения». Использую оливковое масло, натуральные кремы. Но я недисциплинированная. Хочу убрать талию - для этого нужно утром 15 минут на упражнения, а мне трудно на это решиться. Пока соберусь, уже надо бежать на репетицию.
- Чем особенным вы любите себя побаловать?
- Выпечкой и сладким. Да вот еще кампари с соком люблю. С удовольствием выпью и водочки.
- Бывает день, когда мужчины на улице на вас не обращают внимания?
- Если бы это произошло, мне бы стало дурно. Вниманием мужчин я не обделена до сих пор. Но мне хорошо с собой. Одиночество - любимая краска на сцене, когда я играю, - осенняя и спокойная. Мужчина мне нужен, когда что-то ломается. Тогда я вызываю слесаря.
- У вас долгая жизнь, были, конечно, и обиды. Вы злопамятны?
- Один черный день из детства помню. Когда отец, придя с репетиции, заснул на часок, я нанесла ему тени под глазами и поцарапала при этом веко. Я была очень сильно выпорота и поставлена в угол на колени да еще и на горох. Мама, придя с работы, мне еще добавила, сильно отшлепала по попе. Мне было очень жаль себя и обидно, что взрослые не поняли шутки.
- Фамилия вам жить не мешала?
- У папы, Бруно Фрейндлиха, были неважные отношения с властями Ленинграда, в том числе и из-за фамилии. Меня не хотели принимать в школу, заставляли папу дать мне материнскую фамилию. Я ревела и требовала, чтобы оставили мне прежнюю. Я любила и папу, и свой древний немецкий род.
- А какова судьба вашей семьи?
- Папа из-за крайней дистрофии был вывезен из Питера. Мама погибла при бомбежке. Сестру посадили по 58-й (контрреволюционные преступления. - Прим. ред.). Брата расстреляли. Я тоже стала дистрофиком и выжила благодаря бабушке. Она меняла наш фамильный хлам на крупу и умело делила пайки хлеба. Я подъедаю все хлебные крошки и сейчас. Не пользуюсь льготами блокадницы, их перечисляют в детский дом.
- Мужья оставили глубокий след в вашей жизни?
- Володя Карасев, журналист, был нужен мне как отдушина, как мужчина. Но все приедается, даже секс. Игорь Владимиров взял меня всем. Был старше на 16 лет, мудрее, а чувство юмора просто ошеломило меня. С возрастом его характер изменился. Он стал нетерпим ко всем, ко мне в первую очередь. Но после развода мы еще долго работали вместе. Юрочка Соловьев способностей в лицедействе имел мало, зато был очень талантливым художником-самоучкой. Мне с ним было хорошо. Но я отказалась ехать с ним в Германию.
- Когда вы бываете счастливы?
- Была счастлива, когда моя дочь Варя вышла замуж за Сергея Тарасова. Он был вице-губернатором Питера. Они подарили мне внуков - Никиту и Нюту. Но сейчас наша семья в трауре. Забыть Сергея - это значит остановить в своей душе чувства любви и привязанности. (Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов трагически погиб при взрыве «Невского экспресса». - Прим. ред.)
- Как собираетесь встречать Новый год?
- Мы все пойдем на церковную службу. И в доме будет пахнуть пирогами, я их испеку по старинному бабушкиному рецепту.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Алиса Бруновна ФРЕЙНДЛИХ, народная артистка СССР. Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Работала во многих театрах. С 1983 года - актриса БДТ им. Горького (с 1992 г. - им. Товстоногова).
В кино дебютировала в 1957 году в картине «Бессмертная песня». Самые известные роли: баронесса де Шампиньи в «Соломенной шляпке», Анна Австрийская в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», Людмила Прокофьевна в «Служебном романе», жена Сталкера в «Сталкере».
ЗВОНОК РЕЖИССЕРУ
В день рождения актрисы о ней рассказывают режиссеры, которые работали с Фрейндлих.
Эльдар РЯЗАНОВ: «Она могла сыграть Надю из «Иронии судьбы»
Идея поработать с Фрейндлих возникла у Эльдара Александровича еще во времена работы над сценарием «Гусарской баллады». Но актриса не прошла пробы на роль кавалер-девицы Шурочки Азаровой. «Cлишком женственна для роли корнета», - решил Рязанов. В следующий раз актриса должна была сыграть у него сборщицу членских взносов Алевтину в «Зигзаге удачи». «Эта роль писалась в расчете на то, что ее сыграет Фрейндлих, - рассказал нам режиссер. - Но Алиса не смогла приступить к съемкам - она ждала ребенка».
Ничего не получилось у Рязанова с Фрейндлих и с третьего раза. Уже ставшая театральной примой, актриса должна была сыграть роль Нади в «Иронии судьбы, или С легким паром». Правда, не в фильме, а в театральной постановке в БДТ. Помешали театральные интриги - артистку не утвердили. Но настоящий кинобенефис Алисы Фрейндлих все-таки состоялся именно у Рязанова. Экранизацию пьесы «Сослуживцы», ставшую основой сценария «Служебного романа», мэтр не представлял без Алисы Бруновны. К счастью, на этот раз звезды расположились правильно. «Фрейндлих с азартом окунулась в работу! Она сама искала уродливые костюмы для своей героини Людмилы Прокофьевны, - рассказывает Рязанов. - Стать «сухарем» для съемок - это огромный актерский подвиг, и Алиса его совершила».
Георгий ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «Тут мы с Алисой обнялись и выпили водки»
В «Мушкетерах» Георгия Юнгвальд-Хилькевича Фрейндлих сыграла королеву Анну Австрийскую.
- На съемках во Львове она подошла ко мне и спросила: «А что мне здесь играть?» - вспоминает режиссер. - Я удивился: неужели не прочитала сценарий? Принялся рассказывать, кто такая королева Анна, кардинал Ришелье. Фрейндлих перебила: «Я все знаю. А что играть-то надо?» Я ей сценарий дальше пересказываю. Она - снова: «Играть-то что надо?» Тут я поднял руки и сказал, что мне надо погулять. И меня озарило. Я - бегом в гримерку. «Алиса Бруновна! Играть надо беззащитную женщину, которая ничем не может ответить королю, а вся история с подвесками - это тонкая попытка мести ее мужу. А еще она наполовину испанка. Поэтому когда она принимает какое-то важное решение, то щелкает пальцами, будто в руках у нее кастаньеты». Тут мы с Алисой обнялись, выпили по стакану водки и сделали несколько удачных дублей.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Перед юбилеем Фрейндлих сыграла в новом фильме по Гоголю
Режиссер Константин Худяков, снявший пять лет назад фильм «На Верхней Масловке» с Алисой Бруновной в главной роли, незадолго до юбилея актрисы закончил съемки ленты по повести Гоголя «Старосветские помещики». Фрейндлих играет там Пульхерию Ивановну, а ее мужа Афанасия Ивановича играет давний партнер актрисы по театральной сцене Олег Басилашвили. Четырехсерийная картина выйдет предположительно на канале «Культура» в новогодние праздники.
Александр НЕЧАЕВ, Анатолий МЕЛИХОВ
"Комсомольская правда", 08 декабря 2009
Молодость без оговорок
Нет, видимо, все врут календари: такого быть просто не может, потому что Алиса Бруновна выглядит невероятно молодо. Ей, несомненно, известен рецепт вечной молодости. Причем сама Алиса Бруновна на все наши попытки поговорить с ней на эту тему отнекивалась, отшучивалась, явно давая понять, что это ее сугубо личное дело. Тогда питерский обозреватель «Субботы» решил пойти другим путем и побеседовал с мужчинами, которые хорошо знают Алису Бруновну, задав им один вопрос: в чем секрет ее молодости?
8 декабря замечательная петербургская актриса Алиса Бруновна Фрейндлих отметила — вы не поверите! — свой 70-летний юбилей.
Василий Лановой:
— Секрет тут простой: Алиса занимается любимым делом. Она высочайший профессионал, а для профессионала его внешность и физическая форма — рабочий инструмент. Важно еще и то, что она из военного поколения, блокадный ребенок. Я помню, как моя учительница говорила: «Вася, никогда твои дети не будут такими сильными, как ты и твое поколение, потому что у вас за плечами голод, холод, кровь и трагедия». Так оно и получилось с нами, детьми войны и Победы!
— Эта женщина породистая, голубых кровей и, в отличие от всех «щенков», которые вначале бывают очень симпатичными, а потом как-то быстро скисают, она с годами сохранила и приумножила свою породу. Старость слишком с большим уважением относится к Алисе Бруновне, поэтому и держится от нее на почтительном расстоянии.
Когда-то в институтах благородных девиц, чтобы те не сутулились, девочкам к спине приставляли длинную линейку. У меня ощущение, что Алиса в таком состоянии находится всегда: никогда не расслабляется, не позволяет себе выглядеть неважно, всегда причесана, опрятна, доброжелательна. У нее были и травмы, и болезни, и черные периоды в жизни — все что угодно! — но никто об этом не должен был знать. Алиса Бруновна очень не любит лишнюю светскую болтовню. Она не уподобится нынешним звездам, которые ради рекламы трубят на всю страну о своих диетах. У Алисы на первом месте всегда стоит профессия, которой подчинено все.
От нее никогда не услышишь восклицаний вроде «Ах, сколько мне лет!», она не отмечает своих юбилеев.
В ней чувствуется немецкая кровь, она невероятно педантична, живет без излишеств, без перебора, рационально. Да, она курит, но в последнее время использует мундштук, а раньше непременно отрывала два-три сантиметра от сигареты, которую собиралась закурить. Она умеренна в еде: никогда не увлекалась сладким, мучным, жареным. Насколько мне известно, всегда достаточно внимательно относилась к сну.
При этом Фрейндлих всегда работает много, плодотворно, на износ. Но и это становится плюсом, потому что работа доставляет ей истинное удовольствие, а не беспрестанные мучения. Когда недавно меня спросили: «Вы много играли с Алисой Бруновной. Могли бы вы при определенных обстоятельствах в нее влюбиться?» — я ответил, что никакие обстоятельства не нужны — я всегда ее любил и обожал!
— С Алисой мы часто встречаемся, так как живем в Петербурге на одной улице, а вообще знакомы сто лет. Она могла бы стать хорошей камерной исполнительницей. Алиса и поет правильно, и говорит, и мыслит, и живет. Поэтому она так и выглядит прекрасно. Все не на пустом месте появляется, а одно к одному выстраивается.
С ней не только в картине «Служебный роман» произошло чудесное преображение, но и в реальной жизни, когда скромная послевоенная девочка превратилась в блистательную актрису. Из Золушки в королеву! Она народная артистка, кумир, суперзвезда, почетный гражданин Санкт-Петербурга, но для меня важно то, что Алиса по-прежнему все так же скромна. Одевается подчеркнуто неброско, скромно ведет себя на сцене, в свою личную жизнь не пускает людей посторонних. Она загадочна и красива.
Сергей Осинцев, меценат и продюсер:
— В 50 лет в спектакле «Малыш и Карлсон» она играла Малыша. В 60 в спектакле «Этот пылкий влюбленный» — 25-летнюю барменшу. Невероятно, но факт: она и в реальной жизни сумела преодолеть барьер времени, исполнив мечту каждой женщины — остаться молодой. В юности ее мама отправляла Алису на каждое лето в Грузию, к родственникам. Там она дышала горным воздухом, пила грузинское вино, слушала грузинские народные песни и невольно питалась традициями этого удивительного края, одна из которых — долгожительство. И по сей день, услышав грузинские мелодии, Алиса может расплакаться.
Рудольф Фурманов, актер и продюсер, руководитель театра «Русская антреприза»:
— Я счастлив тем, что дружу с Алисой Бруновной уже больше двадцати лет. Это очень добрый и щедрый человек. После своих гастрольных поездок она, совершенно не афишируя этот факт, отдает деньги в благотворительный фонд БДТ, помогает многим актерам. И не только им, но и костюмерам, гардеробщицам и другим людям театра, чьи зарплаты мизерны. Я глубоко убежден, что люди, творящие добро не ради показухи, а по внутренней духовной потребности, и внешне остаются красивыми и молодыми. А вот злые, завистливые, лживые с годами превращаются в уродцев не только духовных, но и физических.
Олег Басилашвили:
— Талантливые люди всегда выглядят потрясающе, излучают какой-то внутренний свет, который и на внешности отражается. И знаете: я называю Алису «дочка», хотя мы с ней ровесники. Так и говорю ей за кулисами: «Здравствуй, дочка!» Так я ее воспринимаю. Может, никакой загадки здесь нет: просто Алиса не относится к тем женщинам, которые всячески молодятся. Она молода без оговорок.
Алиса ФРЕЙНДЛИХ: «Жить надо было жаднее»
Финал «Служебного романа» и собственную жизнь актриса представляла несколько иначе
— Алиса Бруновна, вы росли в блокадном Ленинграде. Что помнится из детства?
— Абсолютно все, как будто это было вчера. Детская память такая цепкая на что-то яркое и значительное, что иногда вчерашний день помнится хуже, чем какие-то эпизоды из детства. В блокаду нас спасла бабушка. Она была человеком очень дисциплинированным, благодаря этому мы и остались жить на этом свете. Многие, отоварив карточки, сразу съедали весь запас хлеба и потом умирали от голода. Бабушка же выдавала нам по маленькому кусочку 125 граммов на человека в день, по часам, то есть этот кусочек делился на еще меньшие кусочки.
— Наверное, вы потом еще долго не могли наесться?
— До сих пор я начинаю нервничать, если мой холодильник пуст.
— Ваши предки немцы. А вам известно, как они попали в Петербург?
— Предки по бабушкиной линии носили фамилию Зейц. Когда Екатерина организовывала под Питером стекольный завод, то из Германии она пригласила специалистов по этой части. Таким образом они и попали в Россию. А что касается деда Фрейндлиха, то я, честно сказать, даже не знаю. Его родственников сохранилось очень мало. Какие-то боковые ветви мы еще проследили. Так, один из прапрапрадедов был провизором при царском дворе, а другой — садовником Царскосельского парка императорского двора.
— Чувство достоинства было в вас воспитано или вы с ним родились?
— Наверное, я с этим родилась. Но вот для того чтобы сохранить какую-то независимость — на это усилия потребовались.
— Независимость от чего?
— От каких-то нажимов, обстоятельств. Я человек верующий. И когда меня принуждали вступить в партию, я этого не сделала, поскольку это мне казалось несовместимым с верой. Я всегда стараюсь устоять, когда меня понуждают сделать что-то такое, что было бы против моих убеждений.
— Вы лютеранка?
— В детстве меня по секрету от комсомольцев-родителей бабушка крестила в лютеранской церкви. Но поскольку почти все лютеранские церкви были потом закрыты, то мои дети, а потом и внуки были крещены в православие. Перешла в эту веру и я. Так что по крещению я Александра. Однако я не слишком щепетильна на сей счет, так как не очень-то дисциплинированно отношусь к церкви. Если мне надо о чем-то попросить, я, надеясь на энергию благодарения, которой наполнен храм, иду туда. Но в дежурном общении все-таки обхожусь без этого. Я же постоянно нахожусь в общении с Космосом. Но это очень сложная тема.
— У вас был период, когда вас не снимали — считали некиногеничной. Вы тогда переживали?
— Совсем нет, потому что у меня был театр, который всегда был главной моей любовью и страстью. А кинематограф был для меня уже на втором плане. И потом, я же вижу себя в зеркало…
— В одном из интервью вы сказали, что не любите себя в «Служебном романе», раздражаетесь. Это так?
— Я вообще в кино себя не люблю, потому что тут я не властна. Все, что снято в конкретный съемочный день, — это уже не мое, это находится во власти режиссерских ножниц. Есть, конечно, мгновения, которыми я бываю удовлетворена. Но в целом мне кажется, что вот тут немножко недоделано, там немножко не хватает. Что же до «Служебного романа», то он как раз оказался в очень хороших и бережных режиссерских руках. Правда, я там с финалом не согласна, с этой жуткой дракой. (Смеется.) На мой взгляд, так в жизни не бывает. Я говорила об этом Эльдару Александровичу, но он со мной не согласился.
— У вас, вероятно, вся жизнь — это театр и еще раз театр?
— Ну, нет. Иначе где же брать для него топливо? Все-таки жизнь и есть тот самый бункер, из которого черпаются нужные для театра эмоции. Если ты не живешь полноценной жизнью со всеми ее плюсами и минусами, откровениями и страстями, то твой запасник не наполняется, и ты ничего оттуда не вытащишь и ничего не срифмуешь.
— У меня стойкое убеждение, что душой вы по-прежнему молоды…
— «Если бы молодость знала, если бы старость могла. » В этом и заключена главная драма стареющего человека — душа не поспевает за физической оболочкой. Хочется взлететь, а уже не взлетается…
— Все равно не могу, извините, представить вас бабушкой, вяжущей носки и втайне от родителей кормящей внуков сладким.
— Сладости я им втихаря даю. Но носков не вяжу… (Смеется.) Вообще говоря, дочке моей в свое время не очень-то повезло с мамой, поскольку я слишком много работала. Внукам тоже не сильно везет, потому что я еще не вызрела до нормальной бабушки и к тому же очень востребована в театре. Я не слишком много уделяю им времени и внимания, хотя безумно их люблю. Мне кажется, что я еще не доела собственный пирог — не исчерпала все, что могла сделать в профессии. Хотя многого я уже не могу.
— Что вы имеете в виду?
— Премьер же в театре все меньше. К тому же в большинстве пьес интерес драматурга к судьбе героини заканчивается где-то на ее сорокалетнем возрасте. Очень мало пьес, где есть интересные и полноценные возрастные роли. Да и в большом кинематографе не возникает потребности во мне. А в сериалах… У меня был сериал «Женская логика». Были и другие предложения. Однако я их отклонила — уж очень кровавые. (Смеется).
— Писать воспоминания не собираетесь?
— Ну, не знаю. Папа (знаменитый актер Бруно Фрейндлих. — Прим. авт. )сел за воспоминания, когда ему было уже под восемьдесят. Он долго с этим возился и был страшно увлечен. Но у него была другая ситуация: в районе семидесяти пяти лет папа потерял слух и уже не мог играть.
— Вы хотели бы, чтобы о вас спустя столетие ходили легенды?
— Ну, мне это будет безразлично… (Смеется.) Может быть, это было бы небезынтересно моим потомкам — внукам, правнукам, праправнукам, — как мне небезынтересно, кто были мои предки. Но вообще-то наша актерская профессия дело такое. Я вот порой прихожу в изумление, когда вижу фильм, снятый еще на заре прошлого века. Думаю: боже, какие актеры! А бывает, на иного посмотришь и удивишься: господи, и он владел умами. Все ведь меняется — эстетические нормы, восприятие, вкусы. И, может быть, лет через пятьдесят люди, посмотрев «Служебный роман», тоже скажут: господи, а почему он был так популярен.
— Меня поразил Олег Валерьянович Басилашвили, когда во время нашего разговора он сказал: «Я прожил свою жизнь бездарно». Надеюсь, у вас такого ощущения нет?
— Нет. Главная моя ошибка заключалась в том, что я слишком долго жила с ощущением бесконечности жизни. Я думала, что все еще успею, что все впереди. И из-за этого многое упустила. А когда оглянулась, то поняла, что впереди уже совсем ничего нет. Жить надо было жаднее.
— Когда вы это поняли?
— Трудно сказать. Лет десять назад…
Алиса Фрейндлих: «Бывшие мужья ревновали меня к профессии!»
Алиса Фрейндлих в роли влюбленной Анны Австрийской дарит зрителям самые приятные эмоции.
Сегодня отмечает юбилей первая леди петербургской сцены - Алиса Фрейндлих. Среди праздничных хлопот она нашла время пообщаться с нашим корреспондентом.
- Алиса Бруновна, мы-то перед вами преклоняемся, а перед кем преклоняетесь вы?
- Как вам удается так потрясающе выглядеть?
- Спасибо за комплимент. Хорошая косметика помогает. Люблю для ухода за лицом делать свои «произведения». Использую оливковое масло, натуральные кремы. Но я недисциплинированная. Хочу убрать талию - для этого нужно утром 15 минут на упражнения, а мне трудно на это решиться. Пока соберусь, уже надо бежать на репетицию.
- Чем особенным вы любите себя побаловать?
- Выпечкой и сладким. Да вот еще кампари с соком люблю. С удовольствием выпью и водочки.
- Бывает день, когда мужчины на улице на вас не обращают внимания?
- Если бы это произошло, мне бы стало дурно. Вниманием мужчин я не обделена до сих пор. Но мне хорошо с собой. Одиночество - любимая краска на сцене, когда я играю, - осенняя и спокойная. Мужчина мне нужен, когда что-то ломается. Тогда я вызываю слесаря.
- У вас долгая жизнь, были, конечно, и обиды. Вы злопамятны?
- Один черный день из детства помню. Когда отец, придя с репетиции, заснул на часок, я нанесла ему тени под глазами и поцарапала при этом веко. Я была очень сильно выпорота и поставлена в угол на колени да еще и на горох. Мама, придя с работы, мне еще добавила, сильно отшлепала по попе. Мне было очень жаль себя и обидно, что взрослые не поняли шутки.
- Фамилия вам жить не мешала?
- У папы, Бруно Фрейндлиха, были неважные отношения с властями Ленинграда, в том числе и из-за фамилии. Меня не хотели принимать в школу, заставляли папу дать мне материнскую фамилию. Я ревела и требовала, чтобы оставили мне прежнюю. Я любила и папу, и свой древний немецкий род.
- А какова судьба вашей семьи?
- Папа из-за крайней дистрофии был вывезен из Питера. Мама погибла при бомбежке. Сестру посадили по 58-й (контрреволюционные преступления. - Прим. ред.). Брата расстреляли. Я тоже стала дистрофиком и выжила благодаря бабушке. Она меняла наш фамильный хлам на крупу и умело делила пайки хлеба. Я подъедаю все хлебные крошки и сейчас. Не пользуюсь льготами блокадницы, их перечисляют в детский дом.
- Мужья оставили глубокий след в вашей жизни?
- Володя Карасев, журналист, был нужен мне как отдушина, как мужчина. Но все приедается, даже секс. Игорь Владимиров взял меня всем. Был старше на 16 лет, мудрее, а чувство юмора просто ошеломило меня. С возрастом его характер изменился. Он стал нетерпим ко всем, ко мне в первую очередь. Но после развода мы еще долго работали вместе. Юрочка Соловей способностей в лицедействе имел мало, зато был очень талантливым художником-самоучкой. Мне с ним было хорошо. Но я отказалась ехать с ним в Германию.
- Когда вы бываете счастливы?
- Была счастлива, когда моя дочь Варя вышла замуж за Сергея Тарасова. Он был вице-губернатором Питера. Они подарили мне внуков - Никиту и Нюту. Но сейчас наша семья в трауре. Забыть Сергея - это значит остановить в своей душе чувства любви и привязанности. (Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов трагически погиб при взрыве «Невского экспресса». - Прим. ред.)
- Как собираетесь встречать Новый год?
- Мы все пойдем на церковную службу. И в доме будет пахнуть пирогами, я их испеку по старинному бабушкиному рецепту.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Алиса Бруновна ФРЕЙНДЛИХ, народная артистка СССР. Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Работала во многих театрах. С 1983 года - актриса БДТ им. Горького (с 1992 г. - им. Товстоногова).
В кино дебютировала в 1957 году в картине «Бессмертная песня». Самые известные роли: баронесса де Шампиньи в «Соломенной шляпке», Анна Австрийская в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», Людмила Прокофьевна в «Служебном романе», жена Сталкера в «Сталкере».
Алиса Фрейндлих: детство
С дочерью Варей
Судя по тому, что мне доводилось читать, вы всегда вспоминаете свое довоенное детство как счастливейшее время.
Таким оно и было, хотя жизнь мы вели очень скромную. Жили в двухкомнатной квартире на первом этаже флигеля огромного доходного дома на углу Мойки и переулка Гривцова, который до войны назывался Демидов переулок. В маленькой, пятнадцатиметровой комнате размещались мы с папой и мамой, в очень большой, сорокаметровой комнате, разделенной фанерными перегородками, обитали сестры моего отца со своими мужьями и детьми, а также бабушка Шарлотта Фридриховна, которая была центром всей семьи. Народу там жило так много, что подселить кого-то постороннего было невозможно, поэтому нам удалось сохранить отдельную квартиру. В этом же доме до революции располагался обув ной магазинчик моего деда Артура Ивановича с огромными витринами и вывеской «Изящная обувь Фрейндлиха». Замечательный был двор с усадьбой Демидовых, в котором мы гуляли. Что там сейчас, даже не знаю. Однажды ходила, пыталась заглянуть, но ворота были закрыты. Во время первой, самой страшной блокадной зимы у нас по сигналу воздушной тревоги собирались жильцы верхних квартир со всего подъезда. Но когда во время очень сильного авианалета мы укрылись в бомбоубежище, квартиру разбомбило, и мы переехали в комнату папиного брата и его семьи в коммуналке в том же доме, по адресу: набережная Мойки, дом 64/1, квартира 2, где и жили все вместе, свились в одно гнездышко. Окна наши выходили на Исаакиевскую площадь.
ВАРВАРА ВЛАДИМИРОВА Мама до сих пор очень любит Исаакиевскую площадь, рядом с которой прошло ее детство. Они с ребятами играли в классики, прыгали через скакалку прямо у собора, построенного Монферраном. Когда она приходит туда, то вспоминает, как соседние скверы, у Медного всадника и у памятника Николаю I, были в военные годы засажены картошкой и капустой, и удивляется тому, как город уходит вниз: нижняя ступенька собора за эти годы вросла в землю наполовину. Мама вспоминает, что, несмотря на блокадные голод и холод, они умели веселиться, шутить и смеяться — ее мама и тетя Дагмара тогда были совсем молодыми остроумными женщинами. По маминым же рассказам знаю, что прабабушка, Шарлотта Фридриховна, была человеком предельно педантичным, в доме всегда все было регламентировано и налажено, имелись запасы, которые очень пригодились в первые месяцы блокады: где-то у нее лежала прибереженная шоколадка, где-то крупы, специи. Даже простой лавровый листик, брошенный в кипяток, придавал ему супный вкус. Выжили они благодаря тому, что бабушка давала им кусочки хлебного пайка строго по часам. Сама Шарлотта Фридриховна умерла в эшелоне в 1942 году по дороге в эвакуацию. Конечно, четкость, педантичность, порядок в личных записях, пунктуальность — все это у мамы от Шарлотты Фридриховны. Она говорит, что в студенческие годы постоянно всюду опаздывала. Сейчас это сложно себе представить: если мы договорились, что я приеду в полдень, то в 12.01 она уже позвонит с вопросом «А где ты?». Для нее важна точность во всем.
Ваши родители, Бруно Артурович и Ксения Федоровна, познакомились в Ленинградском областном театре рабочей молодежи, ТРАМе. А почему мама вскоре решила уйти из актрис?
Она приехала в Ленинград из Пскова, где участвовала в самодеятельных спектаклях. У нее не было актерского образования, только студия ТРАМа, и когда этот театр развалился, мама окончила рабфак и выучилась на бухгалтера.
ВАРВАРА Моя бабушка, Ксения Федоровна, не была профессиональной актрисой, это было лишь ее увлечением. Она достаточно трезво оценивала свои возможности, понимала, что не станет большой актрисой, а маленькой быть не захотела.
Родители расстались фактически накануне войны. Отец оказался в эвакуации с ТЮЗом в городе Березники, где у него появилась другая семья, и в 1944-м родилась моя сводная сестра, Ирина.
ВАРВАРА Мне кажется, они так похожи с Ириной Бруновной. Тетя крайне симпатичный человек, была преподавателем французского языка. Сейчас уже на пенсии, но остается женщиной очень активной.
С мужем Игорем Владимировым
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий